Без кейворда

Денис Парфенов    | 2021.08.09

Почему ацтеки так любили петь?- спросила GDST средней школы Путни. Прочтите, что сказала доктор Памела Э. Сандстром.

Выполните поиск по сайту (введите в белое поле):

Из архивов:

ГОРЯЧИЙ СОВЕТ
Чтобы увеличить свои шансы на победу.
. ацтеки перевернули дома свои точильные камни и сковородку! (Источник: Флорентийский кодекс).

Ацтеки, патолли и азартные игры

Мы в долгу перед доктором Николасом Джеймсом, независимым ученым, консультантом по истории и археологии, писателем и лектором за это глубокое изучение патолли, древней мезоамериканской настольной игры, которая особенно увлекла мексиканцев (ацтеков). ). В эту игру также играли майя - это отражено в некоторых иллюстрациях, любезно нарисованных для нас художником Стивом Радзи.

Ацтекская игра в патолли, по словам Фрая Диего Дурана, анимирована Mexicolore.

Знание того, какие игры нравятся людям и почему, многое говорит нам обо всем их образе жизни. Особенно показательно настроение, в котором они играют. В известном исследовании Бали Клиффорд Гирц объяснил, как нарастающие эмоции и ставки превращают петушиные бои в «балийское прочтение балийского опыта» в целом, «историю, которую они рассказывают сами себе».

По словам одного из первых испанских исследователей Диего Дурана, «самой распространенной игрой» ацтеков была настольная игра patolli. Однако это слишком просто - сказать, что им это понравилось. В Теночтитлане, их великой столице, они, вероятно, испытывали смешанные чувства к патолли. Понять это - один из способов понять самую отличительную черту жизни города и его бурную историю.

Рис 2: Знаменитая ритуальная игра в мяч, в которую играли все великие древние мексиканские цивилизации (нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Игра в мяч тоже была хорошо известна. Играли команды вдоль корта. В Теночтитлане, если не где-либо еще, люди сделали бы ставку на результат. Тем не менее, поскольку этот вид спорта был ограничен дворянами, ведущими солдатами и некоторыми профессиональными игроками, он, вероятно, был не столько повседневным фаворитом, сколько патолли.

Рис 3: «Несколько человек могли играть одновременно. '(Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Хотя на ранних изображениях патолли изображены играющие пары (например, рис. 1), отец Дуран утверждает, что несколько человек могли играть одновременно. Цель заключалась в том, чтобы первым переместить набор камешков с одного конца доски на другой. В Патолли обычно играли на коврике, но доску можно было просто начертить на земле. На доске было размечено 60 или 70 мест для гальки. Места были четырех видов, очевидно, с явным влиянием на движение гальки. Ходы зависели от результатов подбрасывания игральных костей. Кости можно было сделать из сушеных бобов.

Рис 4: «Вскоре соберутся толпы зевак. '(Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Было легко начать игру, просто раскатав циновку. Вскоре вокруг соберутся толпы зевак, - пишет Дуран; и, чтобы добавить веселья, алкогольные напитки часто были под рукой.

Некоторые игроки обращались за помощью к Макуилшочитлю, богу игр. Действительно, зрители и, очевидно, сами игроки часто были достаточно взволнованы тем, как падают кости, чтобы делать ставки на результат, как они это делали с игрой в мяч.

Значит, Патолли был общительным; но это могло быть серьезно. Действительно, для многих ставки могли быть ключевой особенностью игры. Некоторые, как нам говорят, попали в рабство. Этим можно объяснить наблюдение испанца Бернардино де Саагуна в нашем первом прямом отчете об игре о том, что «головы постоянно раскалывались», «Точно так же. на площадке для игры в мяч ». Там, где сама игра с мячом была опасной, проблемы с patolli, должно быть, заключались в драках из-за мошенничества или мошенничества, поскольку ставки росли.

Рис 5: Игрок patolli играет в свою одежду; Codex Mendoza, фолио 70r (фрагмент) (Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Ранние записи Саагуна и Дурана презирают ставки и даже саму игру как противоречащие здравому смыслу и, по сути, социальному порядку. Похоже, это считалось отвлечением от тяжелой работы, которую рекомендовали ацтекские старейшины. Родители предупреждали детей об азартных играх. Безусловно, испанцы, возможно, сделали акцент на ставках, чтобы дискредитировать патолли как часть образа жизни, нуждающегося в обращении к христианским ценностям. Тем не менее, наряду с замечанием о травмах, Саагун записывает, что король ацтеков действительно пытался контролировать игру, как будто чтобы помешать увлечению выйти из-под контроля.

Рис 6: Доска Патолли, высеченная на камне, Структура 5G-4-1st, Тикаль (поздний постклассический майя), раскопанная Маршаллом Беккером (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Большая часть того, что мы знаем о патолли (и остальной жизни ацтеков), относится к столице. Археологи утверждают, что они нашли доски патолли задолго до ацтеков, даже в стране майя (см. Рис. 6). Альфонсо Касо действительно обнаружил, что игра все еще была известна среди гор к северо-востоку от Мехико в 1920-х годах; и в одном неподтвержденном сообщении утверждается, что эта версия сохраняется и сегодня. Таким образом, патолли, вероятно, не ограничивался Теночтитланом в ацтекскую эпоху. Тем не менее, мы можем предположить, что именно там игра была такой любимой, больше, чем в деревнях и небольших городах. Ставки помогли бы объяснить его популярность; и Теночтитлан был тем местом, которое, кажется, поощряло это. Древний Рим был таким же, как и многие города сегодня.

Рис 7: Ацтекская игра в патолли, которую курирует божество Макуилшочитль. Codex Magliabecchiano, стр. 48 (Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Что же тогда поощряет азартные игры? Было предложено несколько ответов, каждый из которых диагностирует тревогу: психология; философия; социология. Кажется, что определенные типы личности подвержены риску или кажущемуся риску; и что мужчины более склонны к азартным играм, чем женщины. В любом случае алкоголь, несомненно, подорвал осторожность ацтеков. Что касается философии, Инга Клендиннен предполагает, что ацтеки относились к игре как к испытанию судьбы, пытаясь разрешить некоторую неуверенность, которую они испытывали на протяжении большей части своей жизни. Казо также считал, что арифметика игры имеет астрологический подтекст - отсюда и обращение к Макуилшочитлю. Социологи соглашаются, что постоянные азартные игры - это ответ на неопределенность, но они склонны утверждать, что причины являются экономическими или социологическими. Тогда это имело бы смыслчто (за исключением ставок онлайн сегодня) более интенсивные азартные игры, как правило, происходят не дома, а в местах, куда любой может пойти. В этом отношении толпы подтверждают, что патолли были типичными.

Рис 8: «Главные улицы - вероятно, те самые места, где обычно играли в патолли для ставок. '(Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Теночтитлан действительно должен был беспокоить многих своих жителей, особенно в общественных местах, таких как главные улицы, которые - вероятно, те самые места, где обычно играли в патолли для ставок - были более анонимными и менее предсказуемыми, чем традиционные районы. За два столетия до испанского завоевания город вырос в двадцать раз, по-видимому, в значительной степени за счет иммиграции. Процветало несколько профессий, но по мере того, как экономика неравномерно приспосабливалась к условиям, очевидно, что рос пролетариат или «прекариат» менее квалифицированных рабочих, склонных к непредсказуемым периодам безработицы и голода. Даже зажиточные люди опасались толпы вокруг них. Центр Теночтитлана был напряженным. К концу 1400-х годов это была его самая отличительная черта - и, безусловно, основная причина атак ацтеков на остальную часть Мексики.

Рис 9: «Был особый восторг в маловероятном случае бросания боба, который приземлился, балансируя на конце!» (Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Значит, победа в патолли воспринималась как озарение судьбы или как знак благосклонности богов? Или, скорее, ожидание, брошенное в кости, было связано с надеждой на улучшение своей участи? Шанс, без сомнения, казался малым, но, возможно, по крайней мере - в отличие от предсказуемых перспектив деревенской жизни - он действительно выглядел как шанс.

Говорят, что некоторые игроки носили с собой маты в поисках претендентов. Они были зависимы. Особое волнение вызвал тот маловероятный случай, когда боб, который приземлился, балансировал на конце!

Рис 10: «Некоторые игроки носили маты, как нам сказали, в поисках претендентов. '(Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Очевидно, что руководство ацтеков было озабочено социальным порядком (хотя более поздние рассказы Саагуна о патолли не повторяли замечание о травмах). Проповедь об уважении была проповедью, и правительство пыталось подкрепить ее правилами публичного поведения, в том числе, по-видимому, патолли. Дворяне играли; но правительство, вероятно, больше заботилось о том, чтобы отговорить бедняков от мысли, что они могут заработать состояние благодаря удаче, а не постоянным трудом. Также было ли беспокойство о том, могут ли они позволить себе играть в азартные игры?

Рис 11: Казнь игрока «патолли». Его доска, игральные кости, фишки и связка с суеверными предметами сжигаются. Historia de Tlaxcala, fol. 241r (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Был вариант, более вероятный, чем игра, чтобы принести богатство и положение. Это было горячо одобрено властями. Однако это было не так весело, как патолли, и опасность была прямая: вступление в армию.

Этот вариант, конечно, прекратился для большинства мужчин с испанским завоеванием и разрушением Теночтитлана в 1521 году. Новые правители утверждали, что прекратили азартные игры в patolli, но что действительно положило этому конец, так это, вероятно, возможности трудоустройства, из которых до к 1550-м годам их было намного больше, чем при ацтеках. Конечно, работа принесла новые беспокойства, но пари не снимала их.

Рис 12: Игра в патолли, Книга 8 флорентийского кодекса, демонстрирующая игровое поле, четыре бобовых кубика и несколько драгоценных предметов (медные колокольчики, нефритовую бусину и перья кетцаля), на которые ставятся ставки (Нажмите на изображение, чтобы увеличить)

Что касается патолли, то Дуран заметил его на полу церкви во время проповеди в середине 1500-х годов. Однако маловероятно, чтобы когда-либо снова играли с интенсивностью Теночтитлана. Можно представить, что там патолли часто становились «ацтекским прочтением опыта ацтеков».

ИСТОЧНИКИ: -

Лучшим отчетом о patolli остается "Un antiguo juego mexicano: el patolli" Альфонсо Касо, El México antiguo 2 (1927), стр. 203-11; но эту статью (на испанском) найти сложно. Саагун и Дуран, главные летописцы конца XVI века, описывают игру примерно. Дуран - самый полезный: Книга богов и обрядов и древний календарь (1971), изд. Ф. Хорказитас и Д. Хейден, Университет Оклахомы, стр. 302-7; а о патолли в церкви см. стр. 220. О регулировании см. Sahagún's Primeros memoriales, ed. Т.Д. Салливан и др. (1997) University of Oklahoma Press, стр. 198; а о травмах - стр. 200 там.

Саагун не упоминает о травмах в более поздних версиях своего отчета, но и он, и Дуран показывают, насколько сложным был Теночтитлан. Клендиннен рассматривает многие из своих наблюдений у ацтеков: интерпретация (1991) Cambridge University Press, где она рассматривает patolli на стр. 144-7. Дж. Л. де Рохас описывает город в Теночтитлане, столице ацтекской империи (2012) University Press of Florida. О работе в середине 1500-х см. Книгу Чарльза Гибсона «Ацтеки под испанским правлением: история индейцев Мексиканской долины, 1519–1810 (1964)» Stanford University Press, стр. 221–3.

Информацию о социологии азартных игр см. Во введении Дж. Ф. Косгрейва к его сборнику «Социология риска и азартные игры» (2006), Routledge. О Риме: JP Toner Leisure и Древний Рим (1995) Polity, Глава 8. Гирц в «Дедале 101» (1972), «опыт чтения» на стр. 26: http://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/001152605774431563.

Источники изображений: -

• Рис. 1: Изображение из «Книги богов» Дюрана. : общественное достояние

• Рис 2: Иллюстрация и любезность Стива Радзи / Mayavision

• Pix 3, 4, 8, 9, 10: Иллюстрации - специально для Mexicolore - Стив Радзи / Mayavision

• Рис 5: Изображение из Кодекса Мендосы ( оригинал в Бодлианской библиотеке, Оксфорд) отсканирован с нашей собственной копии факсимильного издания Джеймса Купера Кларка 1938 года, Лондон

• Рис. 6: Фото любезно предоставлено Архивом

Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета , США - особая благодарность Маршаллу Беккеру и Алекс Пеццати

• Рис 7: Изображение из Codex Magliabecchiano, сканированное с нашей собственной копии факсимильного издания ADEVA, Грац, 1970 г.

• Рис. 11: Изображение из Historia de Tlaxcala: особая благодарность, любезность и разрешение Библиотеки Университета Глазго, специальные коллекции

• Рис. 12: Изображение из Флорентийского кодекса (оригинал в Biblioteca Medicea Laurenziana, Флоренция), сканированное с нашего собственного копия трехтомного факсимильного издания Club Internacional del Libro, Мадрид, 1994.

Эта статья была загружена на сайт Mexicolore 1 сентября 2015 г.

Денис Парфенов Автор статей

Постоянный автор и редактор новостных статей, посвященных гемблингу и спорту, фанат казино и карточных игр, независимый обозреватель спортивых мероприятий.